Алексей Шепелёв (shepelev) wrote in moyleningrad,
Алексей Шепелёв
shepelev
moyleningrad

Category:

Вена, башня, два моста

Итак, я дошел до Дунайского канала (Donaukanal). Когда я в 2008 году в первый раз оказался на его берегу, то был очень рад, что исполнил свою мечту и дошел до Дуная. Когда, рассказывая о том паломничестве ( https://shepelev.livejournal.com/1342414.html ), узнал название водоёма, то огорчился: до Дуная я так и не дошел. Ведь канал, это рукотворное, а не естественное русло.
В таком огорченном состоянии я пробыл почти 10 лет, успев за них дважды побывать в Вене. Всякий раз до русла Дуная я не доходил, занятый иными делами.
И вот сегодня, готовясь написать эту запись, я узнал, что огорчался зря: Дунайский канал - вполне природный рукав Дуная. В рунете ( благодаря русскоязычной Вики) о нём в основном известно что В немецком языке название Kanal (используемое примерно с 1700 года) вызывает ассоциации с открытой канализацией. Поэтому, Дунайский канал несколько раз пытались безуспешно переименовать, например, в Kleine Donau (Малый Дунай). Иногда, однако, канал называют Венским рукавом.
Хотя в XIX веке человеческая рука природу таки основательно подправила: исток канала перегородила плотина, регулирующая поступление воды в рукав. Таким образом была радикально решена проблема венских наводнений.
Вот этот канал я стал фотографировать. Вышел на мост, к которому подходит Шубенринг, и, для начала сделал вот такой кадр.
Вена. Дунайский канал (1)(2015)
Что можно сказать про этот снимок?
Прежде всего то, что он сделан с Аспренского моста (Aspernbrücke). Аспрен (Aspern) - так называлась небольшая деревенька, в 1904 году поглощенная Веной. Расположена она была совсем не здесь, а на противоположном берегу главного русла Дуная. Но мост напоминает не о ней, а у сражении при Аспрене 21-22 мая 1809 года, оно же Асперн-Эсслингская битва. В этом сражении австрийская армия под командованием эрцгерцога Карла одержала небольшую тактическую победу над армией самого Наполеона Бонапарта, не позволив французам переправиться через Дунай. Проиграть войну австрийцам это не помешало, а вот то, что в этом сражении погиб один из лучших наполеоновских маршалов, 40-летний Жан Ланн (Jean Lannes), стало для Бонапарта огромной потерей.
Что касается моста, то его строили трижды.
Первый раз, начав в апреле 1863 года, инженеры Иоганн Филлунгер (Johann Fillunger) и Фридрих Шнирх (Friedrich Schnirch) построили цепной мост. Открывал его 30 ноября 1864 лично Император Франц Иосиф Первый. В начале ХХ века ширина ( точнее - ужина ) моста стала настолько нетерпимой, что в 1913 году он был снесен. Лучше бы было потерпеть.
Новый мост строился под руководством инженера Макса Хегеле и строился он очень долго. Не потому, что Хегеле был плохим инженером, а потому что началась Первая Мировая война и ресурсы пошли на фронт. А потом на репарации победителям. В итоге движение по мосту открылось только 30 ноября 1919 года, но строительные работы продолжались аж по самый 1922 год.
Этот мост простоял до 1945 года. И венцы были совсем не против, чтобы стоял и дальше, но у оборонявших город фашистских недобитков было другое мнение и мост был взорван. В июне того же 1945 советские саперы построили на этом месте временную переправу, а в 1949-51 был построен постоянный мост по проекту инженера Эриха Лейшнера (Erich Franz Leischner).
Подробнее: https://www.wien.gv.at/verkehr/brueckenbau/kanalbruecken/aspernbruecke.html ( на немецком )
Далее, на снимке мы видим Шведский мост (Schwedenbrücke). Наследник самого старого моста через Дунайский канал, который назывался Schlagbrücke. Если ориентироваться на хох-дойч, то самый логичный перевод Ударный мост, хотя по кому он ударял, решительно неясно. Возможно, слово schlag на венском диалекте имеет какое-то малоизвестное значение. А может он был не Ударный, а Падающий - его периодически сносило наводнениями, ибо был он деревянным.
В 1819 году посреди канала поставили мощного каменного быка ( в сугубо мостостроительном смысле этого слова ) и на него оперли деревянные пролёты. Не видно на снимке? Так это было только начало.
Мост, кстати, не только модернизировали, но и переименовали в мост Фердинанда - в честь Императора Фердинанда Первого. В 1865 расширили. В 1909 мост снесли, быка убрали, а к 1911 новый мост построили на том же месте уже из железа. А в 1919 году опять переименовали, назвав Шведским. Монархия кончилась, а Швеция после Первой Мировой оказала новой Австрии существенную гуманитарную помощь. В благодарность венцы переименовали в Шведскую площадь Фердинанда Первого в центре города, а заодно и ведущий к ней мост.
В 1945 году фашисты его не взорвали - нечего было взрывать. Ещё до начала боёв за город в него попала авиабомба. Так что восстановлен он в 1954-55 годах. Сделали это доброе и нужное дело инженер Фриц Леонхардт (Fritz Leonhardt) и архитектор Адольф Хох (Adolf Hoch).
Кстати, мост и тут умудрился стать первым - первым в Вене мостом из преднапряженного железобетона.
Подробнее: https://www.wien.gv.at/verkehr/brueckenbau/kanalbruecken/schweden.html ( опять же на немецком )
Ну и вишенка на торте - это башня вдали. Полчаса изучения интерактивной карты Вены привели меня к заключению, что это колокольня храма Марии на берегу (Maria am Gestade), построенного в 1394—1414 годах. Но о нём я подробно рассказывать не буду.
А вот от того, чтобы выложить свои фотоснимки Дунайского канала 2008 года - не удержусь. Но под катом. :)

Но сначала ещё один снимок с моста - на этот раз вид на Уранию:
Вена. «Урания» (3)


1)
Вена. Дунайский канал (1)(2008)

2)
Вена. Дунайский канал (2)(2008)

Разумеется, снято совсем с другой точки. Но на втором снимке вдали видна Урания.
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Башенки жилых домов

    Небольшой вернисаж. Собственно, его информационный повод: Фотографию воронежской башенки я выложил совсем недавно. Венская башенка.…

  • Проверено временем

    Министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг заявил, что международное сообщество должно обеспечить Украину финансированием, необходимым…

  • Им нужна такая история,

    которая им нужна. ВИЛЬНЮС, 27 октября 2017, 14:50 — REGNUM Заместитель старосты литовской парламентской фракции «Союза Отечества» — Христианских…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment