Алексей Шепелёв (shepelev) wrote in moyleningrad,
Алексей Шепелёв
shepelev
moyleningrad

Categories:

Питер глазами москвича (145)

Когда я рассказывал о Летнем Дворце Петра I в Летнем Саду, то прервал свой рассказ на середине: https://shepelev.livejournal.com/4821220.html
Причина проста: от истока Большой Невки наш прогулочный корабль повернул к противоположному берегу, прошел под Прачечным мостом и зашел в Фонтанку. И я первым делом ещё раз сфотографировал Летний дворец. Железный повод продолжить и завершить рассказ о его истории.
В начале XVIII века Летний дворец с трёх сторон омывался водой: с севера к фасаду подступала Нева, с востока - Фонтанка, с юга перед входом располагался гаванец. При археологических раскопках на этих фасадах были обнаружены пазы для балок деревянного настила - галереи с "балясами" (по типу эти балясины были аналогичны корабельным).
Линией сопряжения восточного и северного фасадов дворец "врезался" в толщу воды, как бы отделяя воды Фонтанки от вод Невы, которые обтекали дом-корабль, создавая иллюзию его движения. Лодки и ялики подходили к дворцу с Невы и пришвартовывались у фасадов, как у бортов корабля (на южном и восточном фасадах сохранились причальные кольца).
Расположение дворца на полуострове было использовано для устройства в нём проточно-промывной канализации. Идея архитектора Ж. Б. Леблона, по тому времени - последнее слово техники, не могла не увлечь Петра. Под фундаментом здания был проложен канализационный тоннель, соединивший Неву с гаванцем, по которому циркулировала вода. Посредством деревянных коробов с тоннелем были связаны 6 туалетов дворца (проточно-промывная канализация действовала только до 1777 года, так как после наводнения гаванец был засыпан).
По проекту Ж. Б. Леблона была оборудована нижняя поварня Летнего дворца - здесь появились очаг, разделочные столы, кладовые и мойка с проточной водой. Вода во дворец подавалась от фонтанной системы Летнего сада, насосами накачивалась в свинцовый бак на чердаке, откуда по трубам поступала в поварню.

Санкт-Петербург. Летний дворец Петра I (2)
Тема триумфа в декоре фасада дворца позволяет считать его первым памятником победам России в Северной войне. Сцены, представленные на барельефах - мифологические, но заключенный в них смысл оторван от контекста мифов и становится понятным лишь в связи с основной коллизией в жизни России и самого Петра I - борьбой со Швецией за выход к морю. Сюжеты барельефов, несомненно, выбраны государем, и не случайно некоторые из них совпадают с сюжетами корабельной резьбы ("Триумф Нептуна и Амфитриты", "Персей, побеждающий Медузу", "Амуры на дельфинах", "Амуры на гиппокампах"). Толкование этих аллегорий можно найти в печатных описаниях триумфальных врат, воздвигавшихся по случаю побед над шведами, где Нептун и Амфитрита являются олицетворением морской славы России и символом её роста, в образах античных божеств и героев (Марса, Геракла, Персея) представляется сам Пётр, а противник царя - Свейская держава, именуется "гидрою, химерою, змеею прехитрой".
Крышу Летнего дворца венчает флюгер: Св. Георгий Победоносец поражает копьём змея. Нет сомнения, что для Петра и его современников это был зримый образ победы государя с его "...православным воинством" над "химероподобными дивами" - шведами.
Летний дворец - свидетель всей жизни Петра I, сохранился до наших дней без существенных изменений. Это подтверждается и историческими планами Летнего сада первой половины XVIII века, и фиксационными чертежами М. Г. Земцова 1727 года. Поэтому Летний дворец - не только одно из первых каменных зданий Петербурга, с которого "начинался город", но и уникальный образец архитектурного творчества его основателя, отразивший в себе своеобразие личности Петра I.
В начале XIX века Летний дворец служил дачей для высших государственных чиновников. Музейная история здания начинается в 1903 году, когда к 200-летнему юбилею Санкт-Петербурга в его стенах была развернута выставка, посвящённая Петру I.
После 1917 года дворец сохранялся как исторический и архитектурный памятник.
В 1934 году в Летнем дворце Петра I был открыт историко-художественный мемориальный музей.


Следующее здание на правом берегу Фонтанки тоже на территории летнего Сада. Это Кофейный домик:
Санкт-Петербург. Кофейный домик
"Кофейный домик" расположен на берегу Фонтанки. Павильон возник в результате перестройки в 1826 г. петровского грота, находившегося на этом месте.
К. И. Росси сохранил стены Грота, пострадавшего во время наводнения 1777 г., но уничтожил купол над средней частью и пышный барочный декор фасадов.
Скульптурные маски на пилонах, гирлянды и венки на аттике, лепной фриз выполнены скульптором В. И. Демут-Малиновским.
Стены зала завершены фризом с растительным орнаментом и гладким карнизом.
В 1925 г. во время ремонтных работ под Кофейным домиком были обнаружены подземные тоннели.
...
В конце 1960-х при ремонте помещений строители обнаружили в стене, под штукатуркой, заложенную кирпичом нишу. Ее расположение в точности отвечало одной из ниш, показанных на плане грота. Тогда же под разобранным полом открылся старый кирпичный пол грота с желобами для стока воды. Несколько лет спустя археологи нашли в земле у стен здания базы колонн, некогда оформлявших углы грота. В 2000 г. при выполнении аварийных работ проникли в подвал грота. Оказалось, что он пребывает в сохранности. Сохранились и верхи арочных перемычек проемов, которые в старину соединяли центральный зал грота и боковые кабинеты. Значит, кладка петровского времени цела до самых оснований сводов бывшего грота, то есть старинное здание почти целиком присутствует в современном павильоне.

(Викимапия)
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Символично

    Наш разделенный народ страдает под властью американских марионеток, которые кормят фашистские пропагандистские мифы вместо стариков.

  • Вена. Швейцарские ворота

    Швейцарский двор, о котором я рассказал в прошлый раз, тоже сквозной. С одной стороны у него выход в маленький двор, и которого можно попасть на…

  • Проверено временем

    Итак, в результате переворота на Украине к власти пришла коалиция, политический спектр которой простирается от банальных националистов до…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment