Алексей Шепелёв (shepelev) wrote in moyleningrad,
Алексей Шепелёв
shepelev
moyleningrad

Categories:

Москва нетрудовая

Мои детские воспоминания о первомайских демонстрациях в СССР включают в себя эту песню:


Идёт Москва трудовая! Идёт Москва трудовая!
Идёт рабочая, Москва рабочая!
Идёт рабочая Москва!
Идёт рабочая Москва!


Я регулярно пишу о том, что той рабочей трудовой Москвы сегодня нет. С одной стороны, это результатов объективных процессов в экономике и структуре общества. Москва-2020 не может быть такой, какой была Москва-1920. И даже такой как Москва-1970. Попытки законсервировать экономику на уровне тех годов ни к чему хорошему привести не могут, это факт.
Но факт и то, что благодаря Катастройке и реставрации дикого капитализма естественные процессы изменения экономического и общественного укладов протекали в России и в Москве в частности в извращенных формах, а их результатом стала потеря значительного числа нужных и соответствующих духу времени производств, а главное - трагедии десятков тысяч людей, которые по циничному выражению Чубайса Не вписались в рынок.
Сегодня трагедию этих людей не менее цинично пытаются приватизировать себе подонки с партбилетами, лживо называющие себя коммунистами... Но это отдельная тема. Вернемся все-таки на Пресненский вал и посмотрим на то, что меня заставило сегодня говорить о московской деиндустриализации - главное здание Хлебозавода №6 имени В.П.Зотова.
В конце 1920-х годов территория, удобно расположенная вблизи железной дороги, была отведена под строительство крупного хлебозавода МОСПО.
Развитие железнодорожных перевозок привело к разрастанию товарной станции Брестской железной дороги и появлению многочисленных зданий депо и ремонтных мастерских. Расходящиеся веером железнодорожные пути пересекли Ходынскую улицу и заняли обширный треугольный квартал между Пресненским валом и Воскресенской улицей (нынешней ул. 1905 года).
По плану Большой Москвы С. Шестакова товарные станции выводились за пределы Окружной железной дороги, а освобождённые от железнодорожных путей и технических построек территории планировались как городские кварталы. На них допускалось строительство необходимых городу промышленных сооружений, школ, частично жилья, при условии обильного озеленения.
На таких участках были построены хлебозаводы в конце 1920-х – начале 1930-х годов. Сохранённые железнодорожные пути позволяли поставлять муку для бесперебойной работы гигантских заводов-автоматов. При этом условии сортировочные станции с поворотными кругами и радиально расходящимися путями, охваченными дугообразными депо в 1/4, 1/2 и 3/4 круга, сохранились близ всех московских вокзалов, в том числе вблизи Белорусского вокзала.

Москва. Бывшее главное здание Хлебозавода №6 имени В.П.Зотова
Когда железнодорожный инженер Г.П. Марсаков принялся проектировать хлебозавод, он взял за основу форму круга, выстроив цилиндрический процесс замеса, формовки, выпекания и приёмки хлеба по вертикали и вместив весь процесс в цилиндрический объём.
В проекте Марсаков ограничился полукружием в верхнем этаже, очертив выступ венчающей всё сооружение вентиляционной будки, что усложняло объёмную композицию хлебозавода. В процессе строительства 4-й этаж был выведен под единую круглую кровлю, обнесённую лёгкими ограждениями. Уклон кровли слегка повышается к центру, что обеспечивает естественный водосток. Пристроенные к главному цилиндрическому объёму две прямоугольных лестничных башни, также имеют криволинейные поверхности.
Наибольший акцент приходится на трёхступенчатый объём служебного корпуса, выдвинутый к тротуару. Его динамичная композиция, усиленная красным цветом и фактурой кирпича, обращена к перекрёстку Пресненского вала с Ходынской улицей. Высокая башня, вмещающая лифтовую шахту и лестницу, ведущую на все этажи и кровлю главного корпуса, превосходит его по высоте и очерчена динамической кривой, подчёркнутой белым цветом. Вертикальные витражи на боковых гранях башни имеют квадратную сетку расстекловки, повторённой на окнах прилегающих объёмов служебного корпуса. Второй этаж был разделён на женскую и мужскую половины с раздевальной комнатой, душевой, комнатой выдачи спецодежды. На третьем этаже служебного корпуса — столовая и комната отдыха, связанные продольным коридором с лестничной клеткой внутри башни и входом в цех. Огромное нерасчленённое пространство круглых цехов усиливалось их освещённостью дневным светом сквозь вертикальные витражи, объединяющие три нижних яруса гигантского цилиндра. Центральное ядро здания выделено шестью гранёными железобетонными колоннами, образующими своеобразную сквозную ротонду в центре каждого яруса. Ещё два ряда колонн принимают на себя множащиеся по мере удаления от центра лучи балок перекрытия, образующих выразительную, но строго функциональную радиально-кольцевую структуру.

(Викимапия)
Вот никогда не поверю, что Москве не нужен был хлебозавод. Тем не менее, в 2008 он был закрыт. Позднее его территория была отдана под строительство элитного жилого комплекса Пресня Сити. Так что сегодня вид там совсем другой, чем на моей фотографии 2014 года. Главное здание, к счастью сохранено, как памятник архитектуры, но перепрофилировано под торгово-офисный центр. А рядом с ним возвышаются три 44-этажные жилые башни.

При таком подходе бизнеса и властей остается только удивляться тому, что В Москве ещё остается что-то, претендующее на историческую застройку. Но пока что остается.
Вот два жилых дома на улице Климашкина:
Москва. Ул.Климашкина, дома 24 и 26
Левый - №26, построен в 1925 году. Правый, №24 - на год позже.
Вполне возможно, что в одном из них жил Герой Советского Союза Алексей Федотович Климашкин, в честь которого названа эта улица.
Подробнее о его судьбе: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=4889
Subscribe

  • Вена. Швейцарские ворота

    Швейцарский двор, о котором я рассказал в прошлый раз, тоже сквозной. С одной стороны у него выход в маленький двор, и которого можно попасть на…

  • Каунас. Лютеранская церковь

    Продолжая разговор на тему смешения различных культурных и религиозных пластов в Литве вообще и в славном городе Ковно-Каунас в частности, скажу, что…

  • Минск. Новый стиль

    Как я уже писал, улица Ленина в Минске проходит по границе Верхнего Города. Именно на ней стоит католический кафедральный собор Девы Марии, это я…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment