Алексей Шепелёв (shepelev) wrote in moyleningrad,
Алексей Шепелёв
shepelev
moyleningrad

Categories:

Каунас. Христианство и язычество

В религиозном плане Литва очень интересное место. Здесь реально уживаются очень разные верования. Прежде всего, конечно, христианство, причем не только Православие и Католичество, но протестантство. Обо всем этом я писал, писал и об иудаизме в Литве. Напомню, Вильно знающие люди нередко называли северным Иерусалимом. Мусульманство здесь издревле было представлено татарами. Еще планирую рассказать о караимах, которые не вполне иудеи. И, наконец, балтское язычество, которому посвящена моя сегодняшняя запись.
Напомню, что старый Каунас расположен на стрелке Немана и Нериса (Вилии). К Неману от Ратушной площади ведет Алексотская улица (Aleksoto gatvė).
Откуда такое название? От названия городского района на противоположном берегу реки - Алексотас (Aleksotas). А откуда название у района? А из легенды, что в древние времена на холме над Неманом стояло балтское капище - Alka, священный огонь в котором возжигала сама Милда... Нет, не богиня Милда, а названная в честь нее дочь древнелитовского князя Дангерутиса (Dangerutis), на Руси известного как Довгерд. Неплохо известного, между прочим: в 1213 сей князь посетил Великий Новгород с целью заключения союза против тевтонцев.
Вот такая, значит, языческая улица, а теперь посмотрим, как она выглядит.
Каунас. Алексотская улица
Как видим, архитектурной доминантой улицы является башня стоящего на ней костёла Витаутаса ( т.е. Витовта ) Великого. Вот такое сплетение христианства и язычества.
Кстати, откос с буквами и домик на нем - это уже противоположный берег Немана. Как раз Алексотас.

Но вернемся на улицу.
Я не мог не сфотографировать на ней вот этот замечательный образец пламенной готики:
Каунас. Дом Перуна
А называется он Дом Перуна (Perkūno namas). Да-да, того самого языческого божества, который у славян был Перун, а братьев-балтов - Перкюнас.
Дом был построен в XV веке ганзейскими купцами, с 1440 по 1532 год в нем размещалась их контора. Потом его продали отца-иезуитам, которые в 1643 году устроили в нем капеллу. Что там было при отцах-иезуитах между 1532 и 1643 мне найти не удалось, но Вики утверждает, что в 1609 году именно тут родился польский богослов, историк и педагог Войцех Виюк-Коялович (Wojciech Wijuk Kojałowicz), он же литовский богослов, историк и педагог Альберт Виюк-Коялович (Albertas Kojelavičius-Vijūkas).
В XIX веке здесь были школа и театр, куда захаживал Адам Мицкевич. А в конце века пари ремонте здания в стене нашли замурованную статуэтку Перуна, откуда и пошло нынешнее название дома.
Сегодня дом снова является собственностью отцов-иезуитов. Они в нём музей Мицкевича устроили.
Tags: Прибалтика, история, культура, религия
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Питер глазами москвича (176)

    Сначала небольшой забавный эпизод. После расставания с нашей питерской подругой у нас до отъезда из города оставалось ещё полно времени, и любимая…

  • Проверено временем

    За изменение основополагающих соглашений Евросоюза высказались лидеры Германии, Франции и Италии. В то же время на встрече в Страсбурге Меркель…

  • Евробюрократическое

    Сотрудники Еврокомиссии грозят парализовать работу высшего органа исполнительной власти Евросоюза забастовкой. Если им урежут зарплату, то…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment