Алексей Шепелёв (shepelev) wrote in moyleningrad,
Алексей Шепелёв
shepelev
moyleningrad

Category:

Питер глазами москвича (57)

Московский (с 1851 до 1924 годы Николаевский) вокзал в Санкт-Петербурге был построен любимым архитектором Николая I К. А. Тоном при участии К. А. Желязевича по единому проекту с Николаевским (Петербургским) вокзалом в Москве.
В фасаде здания архитектор использовал мотивы ратуш западноевропейских городов, башня с часами указывает направление главного входа. После постройки Московского вокзала на перекрёстке Невского просп. и наб. Лиговского канала появилась Знаменская пл.. Точно такое же здание было построено в Москве, на противоположном конце железнодорожного пути (Ленинградский, первоначально Николаевский, вокзал).
Вокзалы построены в стиле, который официально называли военно-гражданским (он использовался при строительстве казарм и государственных учреждений) с использованием форм ампира и (особенно) итальянского Ренессанса. Новшеством были чугунные перекрытия и колонны. В середине здания двухъярусная башня с часами. Стены были покрашены в светло-жёлтый цвет (в декабре 2001 г. эта первоначальная раскраска, замененная позднее ядовито-зелёной, восстановлена). В 1950–1952 и 1967 гг. здание было перестроено и расширено, но фасад остался без изменений.

Санкт-Петербург. Московский вокзал
Изначально в здании вокзала находились квартира начальника вокзала, конторы и квартиры служащих Московского вокзала, управление железной дороги. Первым начальником вокзала стал Н. И. Миклуха, отец знаменитого путешественника Н. Н. Миклухо-Маклая.
Вокзал в Петербурге был построен к открытию железной дороги в 1851 г., несколько позже, чем его брат-близнец в Москве, который был закончен уже в 1849 г.
...
В 1912 г. был объявлен конкурс на проект нового здания Николаевского (Московского) вокзала. Появлявшиеся новые технические устройства требовали новых помещений, старое здание не могло их обеспечить. Среди участвующих в конкурсе были В. А. Щуко, Ф. И. Лидваль. Сложность решения заключалась в том, что новый вокзал мог быть расширен только в сторону путей, Знаменская пл. к тому времени уже была сформирована. Одобрение получил проект В. А. Щуко. Было начато строительство корпуса прибытия, который должен был стать левым крылом нового здания. С началом Первой мировой войны строительство было прервано, старое здание избежало сноса.
В 1923 г. Николаевская железная дорога была переименована в Октябрьскую, такое же название получил и вокзал.
В 1930 г. он стал именоваться Московским.

(Викимапия)

В качестве бонуса - фрагмент комплекса Невский проспект, 87, бывшей Балабинский гостиницы: дом №87/2
Санкт-Петербург. Невский пр-т, д.87
Из различных источников можно также узнать о том, что на месте дома 87/2 по Невскому пр. в двадцатых годах прошлого века находился двор «сдешнего купца Тимофеева». Три принадлежавших ему жилых деревянных строения выходили на будущую площадь, на Старо-Невский проспект и на Гончарную улицу. Но уже в 1835 году к площади и Старо-Невскому был обращен трехэтажный каменный дом, а на Гончарную – двухэтажный.
Мебельный фабрикант К.А.Тур, к которому перешел участок, в 1867 году добился разрешения надстроить четвертый этаж (архитектор Г.М.Барч). Фасад простых форм, со строгим рисунком теперь получил обильные украшения.
«Балабинская» гостиница, так же имела и другие названия – «Дагмара», «Юлия».

http://www.citywalls.ru/house19057.html
В общем, первоначальная постройка - 1835, архитектор А.И.Очаков. Достройка - 1867, архитектор Г.М.Барч.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment