Vladimirtan (vladimirtan) wrote in moyleningrad,
Vladimirtan
vladimirtan
moyleningrad

Categories:

Особняк П.Н. Демидова, Большая Морская ул., 43

Петербургские истории, рассказанные москвичом (002)


Дом Демидовых на Большой Морской, 43, — ровесник Исаакиевского собора. И строился также по проекту архитектора Огюста Монферрана. Талант Монферрана и деньги Павла Николаевича Демидова — одного из богатейших промышленников России — позволили создать в центре Северной столицы изящный особняк в стиле необарокко.

Первая каменная постройка на Большой Морской, 43, появилась еще в 1740-х годах. Сначала это был купеческий одноэтажный дом "на высоких подвалах в одиннадцать окон". Потом дом стал двухэтажным, менял хозяев.

                                                                                                                                                                                                                                .
В 1836 году  дом вместе с участком земли приобрел  Павел Николаевич Демидов — действительный статский советник, владелец уральских чугуноплавильных заводов и меценат.



Павел Николаевич Демидов в молодости. С портрета, выполненного
в 1814 г. в Париже. history.ntagil.ru



Демидов как раз готовился к свадьбе с одной из первых петербургских красавиц, баронессой и фрейлиной Авророй Шернваль.


Карл Брюллов. "Портрет княгини Авроры Демидовой"  (ур. Шернваль) (1837)


Но одной только покупкой особняка промышленник не ограничился: его друг архитектор Огюст Монферран не только продал Павлу Николаевичу соседнее строение — собственный дом на Большой Морской, 45, но и согласился руководить перестройкой и отделкой нового особняка Демидова. Согласился, несмотря на хроническую нехватку времени, сил и нервов — в ту пору архитектор занимался возведением Исаакиевского собора.


План здания
                                                                                                                                                                                                                                  .
Павел Николаевич Демидов скончался через четыре года после свадьбы, в 1840-м, оставив вдову с полуторагодовалым сыном Павлом, будущим князем Сан-Донато.


Аврора Шернваль с  сыном

                                                                                                                                                                                                                                        .
Образец для Зимнего дворца
Монферран полностью переделал фасад дома Демидова, добавив в его отделку элементы барокко.




Фигуры Славы держат картуш с гербом .



Цоколь облицован сердобольским гранитом.






Сердобольский гранит разновидность гранита,  добывавшийся в 1770—1930-х годах в каменоломнях на берегу и островах севера Ладожского озера, недалеко от города Сердоболь (современный Сортавала). В исторических источниках термин «сердобольский гранит» употреблялся в отношении любых серых до чёрных твёрдых горных пород, которые добывались в окрестностях Сердоболя.






Обрамлением въезда во двор, по замыслу архитектора, стала единая композиция, состоящая из ворот, балкона и двух ниш с фонтанами.




Первый этаж сделан "под руст" и оштукатурен (хотя, по другим документам, изначально первый этаж был рустован плитами из белого итальянского мрамора с отделкой "под туф" — с углублениями округлой или удлиненной формы).


Белым мрамором облицованы ниши для фонтанов, из него выполнены шесть герм (каменные поясные фигуры, изначально — бога Гермеса) с мужскими и женскими полуфигурами (работа петербургской фирмы Трискорни), поддерживающие балкон второго этажа.


Атланты и кариатиды под балконом.


















                                                                                                                                                                                                                                          .
Верхние этажи здания украшены пилястрами, в центральной части фасада расположена скульптурная композиция "Слава" работы французского скульптора Теодора-Жозефа-Наполеона Жака, работавшего в России (он — автор памятника Петру I в Кронштадте). Крылатые фигуры держат развернутый свиток с гербом Демидовых — позже он, правда, превратился в итальянский королевский герб, но об этом чуть дальше.








Герб Демидовых




Описание герба: В щите, разделённом горизонтально золотою полосой, в верхней части в серебряном поле изображены три зелёные лозы рудоискательные. В нижней части в чёрном поле виден серебряный молот. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом. Намёт на щите серебряный, подложенный зелёным.







В интерьере особняка особо известным стал Малахитовый зал. Впервые малахит был применён для облицовки помещения (колонны и камин), до этого он применялся только для украшения небольших предметов (ваз, шкатулок, табакерок).


Малахитовый зал

Облицовку колонн и камина выполнила фирма Трискорни. При этом использовался камень, добытый во владениях Демидовых на Урале. Только после появления Малахитового зала в особняке Демидовых подобный декоративный приём был применён в Зимнем Дворце и в иконостасе Исаакиевского собора.

Малахитовый зал. Эрмитаж в акварелях Константина Андреевича Ухтомского.1865




Иконостас Исаакиевского собора

                                                                                                                                                                                                            .


Вид части вестибюля и парадной лестницы





Обеденный зал






Танцевальный зал в итальянском посольстве




Танцевальный зал





Фото интерьера  из интернета, включая humus в Санкт-Петербург. Часть 53. Посольства иностранных держав в Санкт-Петербурге

                                                                                                                                                                                                                        .
Во второй половине XIX века в права владения особняком вступил сын Павла Николаевича и Авроры Карловны — Павел Павлович Демидов. Впрочем, сам он на Большой Морской не поселился. Вначале — в 1864 году — дом был сдан итальянскому посольству за 10 тыс. рублей в год, а в 1874 году и вовсе продан.
                                                                                                                                                                                                                                        .
В 1910 году дом был выкуплен послом короля Италии и перешел в собственность итальянского государства. В начале Первой мировой войны посольство пустеет. Но в 1924 году, когда устанавливаются дипломатические отношения между правительством Муссолини и Страной Советов, здание возвращается Италии. И если герб на фасаде итальянцы поменяли сразу по вступлении в права собственности еще до революции, то внутренним убранством занялись в 1920-е годы. Предположительно в 1925 году убранство Малахитового зала — колонны, камин, пилястры, мрамор и наборный паркет — были демонтированы и подготовлены к вывозу в Италию. Груз шел через Крым и к адресату так и не попал, так что на сегодняшний день считается безвозвратно утраченным.



Дом Демидова. 1970 – 1980

                                                                                                                                                                                                                        .
С 1995 года единоличным арендатором исторического особняка на Большой Морской улице, 43, является Балтийский банк — здесь располагается штаб-квартира банка.




Tags: Санкт-Петербург, история
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments