Алексей Шепелёв (shepelev) wrote in moyleningrad,
Алексей Шепелёв
shepelev
moyleningrad

Categories:

Записки русского путешественника

Чески-Тешин. Храм Петра и Павла

В Тешин мы приехали поздно. Совсем поздно. Где-то около полуночи. Так, что даже бар в гостинице был уже закрыт.
Это сыграло свою роковую роль: у нас с собой остались краковские колбаски, но они были очень пряными, так что я еле смог добить кашанку. Две колбасы провели с нами ночь, а утром я рассудил, что брать их в дорогу до Вены смысла нет. Как не жаль, но пришлось пожертвовать ими в фонл помощи братьям нашим меньшим.
С другой стороны, благодаря жестким правилам Евросоюза по отстою автобусов, поздний приезд означал поздний отъезд. Так что я выбрался из гостиницы и немного пофотографировал.
Первым делом снял колокольню стоящего неподалеку храма.
Чески-Тешин. Храм апостолов Петра и Павла
Церковь принадлежит одному из направлений в лютеранстве - аугсбургскому исповеданию, конкретнее его ветви, которая называется Силезская евангелическая церковь аугсбургского исповедания:
Первые лютеранские группы начали появляться на территории Чехии с 1524 года, которые были уничтожены контрреформацией в 1690, лютеранство ушло в подполье. Только в 1790 году появился первый лютеранский храм (и то в Тешине, ныне Польша). После распада Австро-Венгрии на территории Чехии образовались три лютеранские группы - чешская (Евангелическая церковь Чешских братьев), немецкая (Немецкая евангелическая церковь в Чехии) и польская, чьи 6 общин в 1918 остались под властью синода в Варшаве. После окончательного установления границ в 1920 польские лютеранские общины в Чехии образуют независимую церковь с названием "Аугсбургская евангелическая церковь западной Силезии (Шлёнска) в Чехословацкой республике". Церковь в межвоенное время не сотрудничала с другими религиозными организациями, в ее среде были сильны пропольские стремления, некоторые священники участвовали в польских провокациях. В 1938 году после оккупации части Силезии Польшей, общины церкви оказались на территории Польши, церковь была упразднена и общины присоединены к польской церкви; после немецкой оккупации в 1939 они были присоединены уже к немецкой церкви.
После Второй мировой войны власти церкви не признали, ее общины были присоединены как 14-ый сеньорат к "Евангелической церкви Чешских братьев". Тогда в общинах полякам и чехам были даны равные права, в 1948 году церковь была признана, а в 1950 ее название было изменено на "Силезская евангелическая церковь аугсбургского исповедания". Появились новые общины, разделение на два сеньората. Признание церкви и государственный контроль, в следствии которого церковные власти занимали угодную госаппарату позицию, вызвали недовольство части верующих. Под руководством пастора Владислава Сантириуса они организовали "миссионерскую работу", нелегальные общины, которые занимались подпольной деятельностью - встречами, самиздатом, организацией детских лагерей и т.п. После крушения коммунистического режима, 16 ноября 1991 года на синоде был удален старый епископ (советского поставления, чьи сторонники не принимали участия в работе синода) и избран новый. Этот синод не был признан сторонниками "миссионерской работы", которые откололись от церкви и образовали собственную - Лютеранскую евангелическую церковь аугсбургского исповедания в Чешской республике. Силезская церковь имеет более пиетистический уклон по сравнению с отколовшимися. Получив возможность развития, церковь начала миссионерскую деятельность, в результате которой увеличилось количество приходов, и в 1998 она была разделена уже на 5 синьоратов.
В богослужении используется два языка - польский или чешский (в некоторых приходах еще и словацкий). Церковь разделена на пять синьоратов, во главе церкви стоит епископ. Состоит из 57 общин (из них 36 - филиальные или миссионерские), которые обслуживают 30 священников (всего около 35-40 тысяч верующих). Во время переписи 2011 года уже лишь 8 тысяч человек декларировали принадлежность к церкви.

http://www.hierarchy.religare.ru/h-liuter-silezczeh.html
Что касается непосредственно храма, то он построен в 1932 году. Архитектор - Эдвард Давид(Edward David). Освящен в честь святых апостолов Петра и Павла. Официальное название: Evangelický kostel apoštolů Petra a Pavla Na Nivách. Подозреваю, что Na Nivách означает в пойме, потому что река Ольше ( силезцы и поляки называют ее Ольза: Olza ) совсем рядом. Чуть больше информации о храме на чешской Вике:
https://cs.wikipedia.org/wiki/Evangelický_kostel_apoštolů_Petra_a_Pavla_Na_Nivách_(Český_Těšín)

В качестве бонуса - фото соседнего с нашей гостиницей дома:
Чески-Тешин. Вокзальная ул.(1)
Дата постройки, к сожалению, выяснению не поддалась.

https://shepelev.livejournal.com/4372680.html
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Вена. Стеклянный зверинец

    Когда-то давно, когда я был подростком, страна называлась СССР, а Театр имени Гоголя не мог в самом страшном кошмаре предположить, что станет…

  • Воронеж. Управление ЮВЖД

    Дальше по улице Феоктистова стоит здание Управления Юго-Восточной железной дороги (ЮВЖД). Построено в 1928-32 гг. архитектором Н.В. Троицким в…

  • Урок истории

    Уважаемые читатели! Сначала давайте о том, с какого перепугу происходящее на Украине — это наше поражение. Именно наше. Мы тут уже читаем и слушаем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments