Алексей Шепелёв (shepelev) wrote in moyleningrad,
Алексей Шепелёв
shepelev
moyleningrad

Categories:

Хельсинки. Лютеранский кафедральный собор

Для главной площади нового Гельсингфорса, той самой Сенатской, Эренстрöм выбрал место у подножия небольшого холма. Архитектурной доминантой площади по его плану должен был стать лютеранский собор на его вершине. Раньше там стояла небольшая церковь во имя святой Ульрики, но она то ли сгорела, то ли ее разобрали во имя светлого будущего. Так что место было освобождено, оставалось только построить.
Энгель с энтузиазмом принялся за работу, проект собора был готов в 1818 году. А вот с постройкой дело не заладилось. Реально к ней приступили только в 1830 и вели её отнюдь не ударными темпами. Через 10 лет Энгель умер, не увидев свое детище не то, что завершенным, но даже близким к завершению. Руководить завершением работы пришлось его преемнику Эрнсту Лорманну (Ernst Bernhard Lohrmann).
Обычно зданию это ничего хорошего не сулит: преемник частно вносит коррективы в проект. Он же тоже художник, он так видит...
Но случай с собором очень особенный. Проект Энгеля редактировал военный инженер Николай Павлович Романов - на правах Императора Всея Руси и Великого князя Финляндского.
В результате этих правок собор получил четыре малых купола ( что нехарактерно для лютеранских храмов ) и статуи святых над фронтонами ( что тоже нехарактерно для лютеранских храмов ).
Кроме того, по замыслу Энгеля храм должен был возвышаться над площадью на террасе, но Николай Первый решил, что лучше будет пустить по склону лестницу, которую самолично и спроектировал. Серьезная такая лестница, гранитная, шириной в 60 метров.
Понятное дело, планы венценосного куратора проекта были исполнены в точности, и в результате получилось то, что получилось:
Хельсинки. Кафедральный собор святого Николая (1)
На мой вкус, получилось замечательно. Хотя и терраса смотрелась бы тоже отлично.

Центральный купол поднимается на 80 метров над уровнем моря. Значит, от уровня грунта где-то на 60. На снимке запечатлен южный фронтон храма. Над ним установлены три трехметровых оцинкованных статуи.
Варфоломей (держит нож, символизирующий его мученическую смерть, покровитель ремесленников);
Иоанн (держит в рука евангелие и чашу, покровитель писателей, книгопечатников, книготорговцев);
Матфей (изображен с письменными принадлежностями, покровитель бухгалтеров, налоговых служащих, таможенных работников и всех финансовых служб).
Изготовил их берлинский скульптор Август Вредов.
Вообще фронтона четыре, статуй двенадцать. Вредов изваял половину из них, вторую половину создал его коллега и земляк Герман Шифельбайн.
Изначально собор был назван Николаевским (Nikolainkirkko) в честь небесного покровителя Императора. Что опять же для лютеранского храма нетипично.
В 1917 году, когда Финляндия сменила автономию на независимость, собор переименовали в Большой - Suurkirkko.
А после учреждения в 1959 году Хельсинской лютеранской епархии храм обрел свое современное название - Хельсинский кафедральный собор (Helsingin tuomiokirkko).

На сегодня, пожалуй, всё. Только ещё один снимок, прямо по центру.
Хельсинки. Сенатская площадь (5)

При работе над этой записью использован рассказ нашего уважаемого экскурсовода и материалы по ссылке: https://proreligiu.club/hramy/drugie-zarubezhom/sobor-svyatogo-nikolaya-v-helsinki.html
Subscribe

  • Каунас. Лютеранская церковь

    Продолжая разговор на тему смешения различных культурных и религиозных пластов в Литве вообще и в славном городе Ковно-Каунас в частности, скажу, что…

  • Минск. Новый стиль

    Как я уже писал, улица Ленина в Минске проходит по границе Верхнего Города. Именно на ней стоит католический кафедральный собор Девы Марии, это я…

  • Проверено временем

    Тема Майдана избита в «мейнстримовых» изданиях. Множество причастных к нему написали мемуары и свои оценки происшедшего. Не хватает в этом…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments