Алексей Шепелёв (shepelev) wrote in moyleningrad,
Алексей Шепелёв
shepelev
moyleningrad

Category:

Воронеж. Студенческая улица

С улицы Комиссаржевской мы с женой свернули на Студенческую. Улица тоже с довольно богатой историей. Почитаем:
Была предусмотрена генеральным планом города 1774 года. При проектировании ее первоначально назвали 3-й Дворянской линией, а позже – просто 3-й Дворянской (в отличие от проложенных рядом Большой, 1-й и 2-й Дворянских линий – современных пр. Революции, ул. Ф. Энгельса, Никитинской). Улицу показывали на планах города XVIII и начала XIX столетия, однако в то время на ней не построили еще ни одного дома. Правда, было обжито место в конце улицы (у ее пересечения с современной ул. К. Маркса). Но там, где была запланирована проезжая часть, впоследствии оказались дворы, сады. 3-я Дворянская сформировалась только в 1830–1840-х годах, когда в ее районе построили здания Воронежского Михайловского кадетского корпуса, образовали Кадетский плац и рядом с ним новую Сенную площадь.
Сенная площадь… Этот топоним несколько раз «перемещался» по городу, так как очень важную в прошлом торговлю сеном и другим фуражом несколько раз переводили с одной площади на другую. В середине XVIII века «Сенная и дровяная площадь» была главной и самой крупной базарной площадью Воронежа. Она занимала местность, которую сейчас пересекает начало Плехановской улицы (в районе сквера с памятником жертвам белого террора и Бунинского сквера). После пожара 1773 года образовали новую главную площадь в границах современного проспекта Революции, улиц К. Маркса, Ф. Энгельса, Комиссаржевской. Но находилась она там недолго. Вскоре торговлю сеном перенесли на площадь, устроенную по генплану города 1774 года (Сенная, затем Щепная площадь). И вот на рубеже 1830-х и 1840-х годов – очередное перемещение. Обширная Сенная площадь заняла тогдашнюю городскую окраину, то место, где сейчас Центральный стадион профсоюзов на Студенческой и соседняя с ним водоподъемная станция. Сначала площадь именовали Новой Сенной. Постепенно определение «Новая» отпало.
Именно об этой площади, где дольше всего продавали сено, больше всего наслышаны и старожилы, и другие коренные воронежцы, и краеведы. В 1871 году сюда же перевели конную продажу, а также торговлю глиняной посудой. Правда, грязная, немощеная и не имевшая хороших путей окраинная площадь не устраивала продавцов лошадей, и они старались торговать на Старой Конной площади, если им позволяли власти. В 1884 году конную торговлю окончательно перенесли на Ново-Конную площадь.

Воронеж. Студенческая ул., д.30
Дом №30. Увы, дату постройки мне выяснить не удалось.

С 1873 года на Сенную площадь поступала вода по трубам, действовала водоразборная будка (это означало, что водопровод впервые подошел и к улице). В 1876 году поставили деревянное здание, в котором совместили весовую галерею и полицейский пост. Но главное, что и в начале XX века на площади продолжали стоять балаганы для сена…
Возможно, улицу тоже нарекли бы Сенной, если бы не события 1868 года. Тогда вступила в строй Козлово-Воронежская железная дорога с вокзалом. Северо-восточное завершение улицы спланировали таким образом, что оно стало подводить к привокзальной площади, превратилось в одну из сторон этой площади. Отныне по улице стали подъезжать к станции, везти грузы. Пришлось пробить между дворами «недостающий» отрезок улицы, запланированный столетием раньше: между современными ул. К. Маркса и Комиссаржевской. Улица приобрела новое, характерное имя – Грузовая, но, как часто бывало, утвердилось оно не сразу. Вновь пробитый участок в документах середины 1870-х годов называли «новой улицей», или Капустинской улицей (вероятно, по фамилии домовладельца). Все же вскоре всю улицу стали именовать Грузовой, а название «3-я Дворянская» употреблять только по отношению к соседней, нынешней Никитинской улице.
Как только в 1874 году организация мостовых работ перешла к городской управе, она большинство средств направила на вымащиванием камнем Капустинской улицы. А в дальнейшем, в конце 1870-х и начале 1880-х годов, качественное булыжное покрытие получила и вся Грузовая улица. И это – не только деталь городского быта, а очень существенное обстоятельство, повлиявшее на присвоение улице имени. Почему улицу не назвали, скажем, Станционной, Вокзальной или Привокзальной, что, на первый взгляд, выглядело бы логичнее? Оказывается, в слово «грузы» городское самоуправление вкладывало особый смысл – экономический. В пользу города стали взиматься налоги «с грузов, привозимых и отвозимых по железной дороге», доставляемым к станции и обратно по городским мостовым (и прежде всего по мостовой Грузовой улицы). В 1870-х годах этот вопрос активно обсуждался между городом, правительством и железной дорогой, а с 1880-х годов сборы в городскую казну стали постоянными.

Воронеж. Студенческая ул., д.26
Дом №26. Входит в комплекс общежития колледжа железнодорожного транспорта.


Приблизительно с 1880-х годов к Грузовой причисляли проезд между Большой Дворянской улицей и привокзальной площадью (сейчас это часть Кольцовской ул.). В 1871 году там было устроено щебеночное шоссе, деньги на которое пожертвовал купец Самуил Соломонович Поляков – подрядчик, соорудивший Козлово-Воронежскую железную дорогу. Губернатор предложил назвать шоссе Поляковским. Однако новый топоним не прижился, и первое время проезд обозначали в документах как «шоссейную дорогу к вокзалу», «шоссе к вокзалу».
История Грузовой – это еще и ранние успехи горожан в развитии канализации. Улица была удобна своим наклоном, позволявшим уводить стоки со многих центральных улиц в сторону станции и далее за город. В 1880 году городская управа устраивала водосточный лоток из камней. Известный строитель частной канализации, купец И.М. Попов, проводил подземную деревянную магистраль, а его сын С.И. Попов заменял деревянные трубы на гончарные, перешедшие в собственность города в начале 1917 года. Наконец, в 1931 году прокладывали новый коллектор. По сообщениям предприятия «Водоканал», на Студенческой до сих пор используются не только довоенные, но даже некоторые дореволюционные трубы канализационной сети…
...
С историей народного образования была связана и усадьба дочери штабс-ротмистра В.М. Чернозубовой, на месте которой теперь двенадцатиэтажный дом № 34. В начале XX века, в разные годы здесь временно размещались: первое в городе частное реальное училище, содержавшееся самой Чернозубовой; городское среднее механико-техническое училище; учебные классы Литовского общества (последние – во время мировой войны).
Так Грузовая постепенно становилась улицей учащейся молодежи.
Но на ней были и другие общественно значимые сооружения.

Воронеж. Студенческая ул., д.24
Дом №24 - главный корпус общаги. И сегодня с учащейся молодёжью на улице проблем нет. :)

Возле вокзала построили служебные здания железной дороги, в том числе красивый двухэтажный корпус центрального счетоводства. Напротив вокзала, с другой стороны улицы, обширная усадьба принадлежала купцу И.Н. Клочкову, а впоследствии его наследникам. Долгие годы возле привокзальной площади стояло гостиничное здание, построенное купцом в 1874–1875 годах. В начале XX века его дочь Л.И. Бунакова, вдова известного педагога Н.Ф. Бунакова, распоряжалась дальней частью усадебного участка, который заворачивал за угол, на бывшее «шоссе к вокзалу». Там расположилось созданное в 1907 году Воронежское общество народных университетов. Туда перевезли из села Петино деревянное здание, подаренное обществу губернским земством, – бывший крестьянский театр, созданный теми же Бунаковыми. Его превратили в «Дом имени Н.Ф. Бунакова» и использовали в просветительских целях.
Судя по материалам начала XX века, в частном доме напротив реального училища помещалась старообрядческая церковь. В том же квартале, на углу с Тулиновским переулком, находилась усадьба торговца лошадьми, штабс-капитана И.Л. Жмурина. Теперь на месте усадьбы – здание АО «Юговостоктрансстрой» (ул. Комиссаржевской, 13). Торговое заведение Жмурина располагало здесь конюшнями и манежем, где можно было обучаться верховой езде…
В 1918 году в зданиях Кадетского корпуса разместился университет, в 1922 году горсовет переименовал Грузовую в Студенческую. Старое название «Грузовая», однако, употреблялось до начала тридцатых годов, о чем свидетельствуют и газетные публикации, и план города 1928 года, и воспоминания старожилов.

Воронеж. Студенческая ул., д.20
Дом №20 - просто жилой дом. Увы, снова без года постройки.
В 1930–1931 годах на улице построили «Анатомикум», в котором обучались студенты медицинского института, и новое название «Студенческая» стало еще более оправданным.
Еще до Великой Отечественной войны, в течение конца 1920-х – начала 1940-х годов, на улице вырос ряд крупных жилых домов. В 1930 году заселили краснокирпичный дом работников связи, нынешнее здание № 32, которое связано с деятелями литературы. С 1930 года и до начала немецкой оккупации здесь жил писатель Ю.Д. Гончаров (его отец занимал руководящие должности в управлении связи), а в послевоенное время, до 1963 года – поэт А.В. Жигулин.
В 1950-х годах огромные градостроительные работы по расширению и реконструкции привокзальной площади значительно изменили начало Студенческой. Новый архитектурный ансамбль отгородил улицу от площади, укоротил ее. В 1958 году самый начальный отрезок Студенческой (прежнее «шоссе к вокзалу») включили в состав Кольцовской, и отныне мимо вокзала стала пролегать именно эта улица.

Полностью - здесь: http://vif-vrn.ru/viewtopic.php?t=1152

Увы, многое из того, что названо, на мои снимки не попало. А большинство из того, что на студенческой попало, я показал. Ну а что касается меньшинства - продолжение следует.
Subscribe

  • Вена. Новый Рынок

    Венский Новый Рынок (Neuer Markt) на самом деле очень стар: впервые он упомянут в документах в 1234 году как novum forum - Новая площадь. В те…

  • Химки. Пара достопримечательностей

    Пристань на Химкинском водохранилище: Открыта в 1971 году. В лучшее время в ней приставали прогулочные теплоходы и Ракеты, а так же рейсовые…

  • Его Превосходительство

    5 сентября 1995 года вступила в силу Конституция Республики Казахстан — Основной Закон, принятый на всенародном референдуме 30 августа 1995 года.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment